В 2012 году мы провели в Тибете 2 месяца, в связи с чем я часто слышу: «О, классно, и как там?» Именно в такой формулировке это звучит из уст моих сверстников-друзей, родственников разных возрастов от мала до велика, из уст многих из тысяч моих подписчиков.… И я всегда впадаю в глухой ступор, не зная, как ответить, глядя на восторженные лица слушателей, почему-то не имеющих ни малейшего понятия (даже по верхам) о том, что же действительно такое Тибет и как там…

Если коротко, то там плохо. Там очень плохо. Там невыносимо плохо. Я постараюсь рассказать здесь все, как есть, как я это понимаю, ссылаясь, по возможности, на источники и мнение авторитетных историков и политологов. Это не короткая история, она длиною в несколько тысячелетий, хотя особенной концентрации, как и вся мировая история, история Тибета достигла в 20 веке, вместив за последние 60 лет столько человеческих страданий, что хватило бы на несколько веков…

«Нам не удалось защитить нашу страну, и вскоре придет время, когда Далай-лама и Панчен-лама будут уничтожены и страна Тибет потеряет свое лицо. Монахи и монахини исчезнут, монастыри будут разрушены [ … ]. Чиновники, священнослужители, верующие и миряне увидят, как их собственность конфискуют. Они будут прислуживать врагам как рабы или превратятся в нищих в своей стране. Их жизнь в постоянном страхе станет невыносимой; дни и ночи будут проходить в страданиях».

Из завещания тринадцатого Далай-ламы, 1931 год

 

Слова предшественника нынешнего Далай-ламы XIV, написанные за 30 лет до событий, о которых здесь пойдет речь, в наши дни практически полностью сбылись.

В наши дни Тибет – это оккупированная Китаем территория, где тибетцы, лишенные большинства прав и свобод, живут на своей родной земле, как непрошеные гости. За 60 лет китайской оккупации Тибет лишился 2/3 своих исконных территорий; 1 миллион (1/6 всего населения) тибетцев погибли в период завоевания или позже в китайских тюрьмах; около 200 тысяч тибетцев проживают в изгнании — разбросанные по всему миру они, возможно, больше никогда не увидят свою родину; 6000 монастырей (все, кроме 13) были разрушены до основания в период «культурной революции», 90% духовенства посажены в тюрьмы. Тибетцы не имеют права вести хозяйство так, как они это делали тысячелетиями, говорить на родном языке, исповедовать свою религию, зафиксированы принудительные случаи стерилизации тибетский женщин… Во всем мире, кроме Китая, этому нашли только одно определение: ГЕНОЦИД.

Когда у меня спрашивают про Тибет, то многие подразумевают под ним по-прежнему самостоятельную страну, кто-то уверен в том, что Тибет всегда был частью Китая, кто-то вообще считает, что Тибет и Непал — это одно и то же. Кто-то не зная ни одного достоверного факта про Тибет, верит китайским статьям, где говорится, что в Тибете до вторжения Китая был жестокий рабовладельческий строй, а кто-то говорит, что тибетцы – жуткие националисты и убивают приезжих иностранцев. Это все мне лично доводилось слышать из разных уст. И все это не имеет ни малейшего отношения к реальности.

Что же там происходит на самом деле? Давайте разбираться.

Под названием «Тибет» в разных случаях подразумевают географическое, этническое, культурное, историческое пространство или территории, занимаемые современным Тибетом. Все эти пространства не тождественны друг другу. Этническое и культурное пространство Тибета ныне хотя и уменьшилось, все-таки имеет площадь около 3 800 000 кв.км., на которых проживают немногим более 6 миллионов тибетцев. Таким образом, Тибет составляет более 1/3 площади современного Китая (при площади последнего 9 600 000 кв.км., но его население насчитывает только 0,46% всего населения КНР).

Карта Тибета до оккупации

Карта оккупированного и разделенного Тибета

Таким был исторический Тибет до 60 годов XX века. В настоящее время Тибет (по-китайски Сuцзан, что переводится как «Дом, в котором хранятся богатства Запада») является автономным районом Китая (созданным в 1965 году) со столицей в городе Лхаса и занимает площадь 1 200 000 кв.км.

Таким образом, Тибетский автономный район (ТАР)  — всего лишь треть исторических площадей Тибета – сейчас является тем местом, которое на официальном (политическом) уровне условно можно назвать  Тибетом. Остальные же крупные территории сейчас полностью отошли Китаю, хотя тибетцы по-прежнему населяют эти земли.

Читать подробнее о географии Тибета

Государство Тибет появилось на исторической арене в VII веке н.э. и буквально век спустя уже контролировало огромную территорию от северных границ Центральной Азии до Китая.

За многовековую историю положение Тибета менялось неоднократно от доминирующего до вассального. В некоторые периоды истории он становился зависимой страной, но никогда не становился составной частью китайских империй Тан и Мин, монгольской империи Юань или маньчжурской империи Цин. Вассальные отношения значили лишь, что император защищал Тибет по его просьбе от опасностей, помогал в организации и управлении страной. Но там не было провинциальной администрации, на Тибет не распространялась типовая «вертикаль управления» Китаем, Далай-ламы обладали не только духовной, но и светской властью (Кычанов Е.И., Мельниченко Б.Н. История Тибета с древнейших времен до наших дней.М.: Вост. лит., 2005.)

В 1913 г. (вскоре после падения династии Цин и развала манчжурской империи, в состав которой входил и Китай) были опубликованы документы о независимости (от вассальных отношений с империей Цин), а затем почти 40 лет Тибетское правительство осуществляло всю полноту власти.

Знаменитый Дворец Потала — резиденция Далай-ламы в Лхасе, столице Тибета

Тибет обладал необходимыми атрибутами государства: административным аппаратом, армией, юридической системой, налогообложением, телеграфом, почтой, валютой, экономическим самообеспечением, чеканил монету, печатал бумажные деньги и марки. Первая делегация тибетцев, выехавшая на Запад в 1947 г., имела тибетские паспорта, признававшиеся всеми странами, которые они посетили.

Читать подробнее об истории Тибета с древнейших времен

После революции в Китае, свержения манчжурской династии и образования Китайской Республики, последняя начинает претендовать на бывшие зависимыми от Цин страны. Но официально Китайская республика (как затем собственно и КНР) не провозглашала себя правопреемницей династии Цин. И дальнейшее «возвращение» земель происходило исключительно благодаря военному превосходству Китая над слабыми соседями.

По-прежнему слабому в военном отношении Тибету, не желавшему подчиняться Пекину, по сути, пришлось выбирать между Россией и Великобританией.  Как и Монголия, Тибет обращается за поддержкой к России. Но этому воспрепятствовали европоцентристские, прежде всего проанглийские, силы в России. И Тибет попадает в сферу влияния Великобритании. Но последняя ничего не сделала для того, чтобы Тибет был международно признан как независимое государство. Более того, еще ранее за спиной тибетцев Великобритания  признала сюзеренитет над ними Цинской империи. А Монголия, оказавшаяся почти в таком же положении в сфере влияния Российской империи, получила помощь в становлении независимости. Колониальная политика Великобритании имела для Тибета далеко идущие последствия.

 После смерти тринадцатого Далай Ламы китайцы вновь прямо заявляют о своих интересах на Тибет. В Лхасе же с согласия тибетского правительства открывается английское представительство, что помогает уравновесить силы. Но после окончания второй мировой войны англичане покидают Тибет в 1947 году, а в 1949 в Китае к власти приходят коммунисты..

Для нового китайского правительства Тибет стал лишь частью Китая, и по китайскому радио было объявлено, что Тибет должен быть «освобожден от ярма британского империализма». Великобритания полностью отстраняется. А СССР в тот период сближается со своим красным братом, и как следствие, признает господство Китая над Тибетом.

С января 1950 г. Народно-освободительная армия Китая продвигается к восточным границам Тибета. Тибетское правительство не могло достойно отреагировать на вторжение. Новому Далай-ламе было тогда 15 лет. В правительственных верхах не было единства: произошел раскол на сочувствовавших и осуждающих  Китайскую политику. В армии не хватало обученных солдат.

Армия китайцев-«освободителей» марширует в Лхасе — столице Тибета

В октябре того же года сорокатысячная народно-освободительная армия взяла город Чамдо. 8 000 тибетских солдат было убито. Дорога на Центральный Тибет была открыта. В этот период только Индия поддержала Тибет и высказала протест против вторжения китайских войск, остальные страны забыли о Тибете, переключившись на Корею.[Поммаре, Ф.]

Не в силах противостоять китайскому натиску, в апреле 1951 года тибетское правительство направляет в Пекин делегацию для ведения переговоров. 23 мая тибетскую делегацию вынуждают подписать «Договор из семнадцати пунктов о мирном освобождении Тибета», не позволив даже проконсультироваться с Лхасой по поводу его условий. В первом пункте договора говорилось, что тибетский народ возвращается в родную семью – Китайскую Народную Республику…

Осенью 1951 года НОА с красными знаменами и портретами Мао Цзэдуна вошла в Лхасу. В течение нескольких лет после вторжения в Тибет китайцы вели себя достаточно пристойно. Некоторые представители знати переметнулись на сторону Китая. Школ и больниц строилось значительно больше, чем раньше. Но в тоже время гарнизоны НОА находились по всему Тибету и фактически «запирали страну на замок».  Дороги между Китаем и Тибетом, построенные в 1954 году, упрощали движение войск из одного конца в другой.

Если соглашение навязывается государством, чьи превосходящие вооруженные силы оккупировали «государство-жертву», или последнее находится в процессе оккупации, или под ее угрозой при нарушении международного права, — такое соглашение по факту не имеет законной силы [VanWalt, 1987].  Согласно ст. 52 Венской конвенции о Международном договорном праве, договоры и подобные соглашения, заключенные под действием силы или под угрозой ее применения, недействительны изначально. По заключению Комиссии международного права ООН, с точки зрения действующего закона «не имеет силы договор, добытый незаконной угрозой или использованием силы».[VanWalt, 1987]

Соглашение из 17 пунктов было подписано в условиях агрессии, начавшейся оккупации Тибета, и под давлением. Этому соответствуют пункты Соглашения — особенно те, которые подразумевают его «внутренний» статус и предусматривают военную оккупацию.

Официальное празднование китайцами Дня «мирного освобождения» Тибета

Говорилось в открытую, что КНР возьмет под контроль весь Тибет, угрожая немедленным наступлением на Лхасу, если китайские условия не будут приняты.[Кузьмин, С. Л.] Далай-лама и его правительство не ратифицировали это Соглашение.

Если договор добыт под угрозой силы, «государство-жертва» никогда не лишается права заявить о его недействительности. Что и сделали Далай-лама и другие тибетские официальные лица после эмиграции, когда смогли открыто высказать свою позицию.

Тем временем в Лхасе начались коммунистические реформы. Монастыри постепенно пустели,и тибетцы наконец стали понимать, что они не имеют ни малейшего права голоса, что за них уже все решили. В 1956 году была создана Подготовительная комиссия по созданию Тибетского автономного района. Результатом деятельности комиссии стало создание в 1965 году Тибетского автономного района (ТАР). Власть в Тибете теперь принадлежала Китаю.

Измученные китайскими реформами, нападками на религию и необходимостью кормить войска, тибетцы из Амдо и Кама в 1955 году подняли восстание. Даже монахам пришлось взять в руки оружие. Началась партизанская война против китайцев. Недовольные влиянием, оказываемым Китаем на Корею, США вспоминают про тибетцев и начинают поставки оружия.

В 1956 году Пекин направил в Кам 150 000 солдат, поддерживаемых с воздуха авиацией. Тибетцы были разбиты с воздуха,  и китайцы снова в кровавой борьбе одержали победу над жителями Кама. Начались репрессии против священнослужителей, деревни были опустошены.

Напряжение нарастало с бешеной скоростью. В Лхасу стекались тысячи людей из Восточного Тибета с ужасными новостями. 20 и 22 марта 1959 года в Лхасе прошли кровавые и неравные бои — китайцы ввели в город танки. Получив информацию о планах китайцев заранее, Далай Лама и его окружение, поддерживаемые воинами-кхампа, бежали в Индию.

По некоторым сведениям в схватках погибло от 2 000 до 10 000 тибетцев; 4 000 человек были взяты в плен. Между 1959 и 1960 годами почти 80 000 тибетцев, напуганных репрессиями, не выдержав режима, уехали из страны, найдя убежище в Индии и Непале.

ООН осудил политику Китая по отношению к Тибету. Индийское правительство оказало существенную материальную поддержку тибетцам, осевшим в Индии. Далай-ламе предоставили резиденцию, недалеко от Дарамсалы (штат Химачал-Прадеш), небольшого городка в предгорьях Гималаев. В 1960 году было сформировано миграционное правительство Тибета, которое с помощью индийского правительства и благодаря интернациональной поддержке занялось обустройством жизни тибетцев в изгнании: в Индии стали появляться тибетские административные учреждения, деревни, монастыри, библиотеки, архивы.

Читать о жизни  тибетцев в эмиграции

Далай-лама XIV спасается бегством из оккупированного Тибета в 1959 году

С 1959 года национальная тибетская культура начала понемногу разрушаться. Годы, последовавшие после бегства Далай-ламы, были ужасными для тибетцев. Кровавые репрессии, усиленная коммунистическая пропаганда, раздача земель и пастбищ «трудовым массам», публичные суды над неверными, уничтожение монастырей, разграбление произведений искусства и вывоз их в Китай. Необходимо «уничтожить тибетские реакционные силы» и «освободить рабов», —  говорили китайцы. «Демократическая реформа» была осуществлена в Тибете в 1961 году. Кругом царил голод и болезни. Семьи и религиозные сообщества распадались,облавы на «контрреволюционеров» и «реакционеров» стали систематическими. Неугодные отправлялись в исправительные трудовые лагеря, где умирали от непосильного труда. Реальное количество заключенных, скончавшихся в лагерях, неизвестно, хотя некоторые  называют цифру в 70 000 человек [Поммаре, Ф.]

Разразившаяся в 1966 году культурная революция в Китае усугубила тяжелое положение тибетцев. Монастыри, дворцы, книги, статуи, картины, ступы были сметены с лица земли. В стране процветали доносы, неугодные подвергались пыткам. Культурная революция затронула все районы Тибета, даже отдаленный Западный Тибет; древние памятники были разрушены и разграблены.Сохранившиеся во время вторжения начала 1950-х годов монастыри были названы «рассадниками реакционизма и суеверия»; они намеренно разрушались, уничтожались предметы культа. Произведения искусства из драгоценных металлов отправляли в Пекин на переплавку. Из 6000 храмов и монастырей, существовавших в Тибете до 1959 года, к 1976 году не осталось почти ни одного. Некоторые тибетцы, пытаясь спасти национальные культурные ценности, прятали статуи и книги у себя в домах, порой закапывали их, маскировали храмы под сараи.

Правительство убило или посадило в тюрьму 93% всех представителей духовенства, многие из которых также прошли через пытки.

Призыв тибетцев остановить геноцид в их стране

С 1969 года начали создаваться коммуны (колхозы), к 1975 году коллективизация уже закончилась. Частной собственности больше не существовало. Вместо традиционного выращивания ячменя было приказано культивировать пшеницу. Остальные отрасли сельского хозяйства были забыты. Начался голод.

В 1975 году китайское правительство начало переселение китайцев-хан в центральный Тибет. Амдо и часть Кама вошли в состав китайских провинций Ганьсу, Цинхай , Сычуань и Юньнань. Тысячи китайцев прибывали в Тибет на постоянное место жительства (правительство награждало и награждает по сей день щедрыми субсидиями переселенцев).

Период правления Мао – это целенаправленное уничтожение тибетской религии, культуры и уклада жизни, истребление или «перевоспитание» их носителей, насильственная китаизация народа. По разным оценкам, в Большом Тибете погибло от 5 до 30% тибетцев, свыше 100 тыс. стали беженцами. Это подпадает под действие Конвенции о предупреждении геноцида, принятой ООН.

Китайские силы «охраны правопорядка» арестовывают тибетских монахов

После смерти Мао начался короткий период «оттепели», но уже вскоре восстановительные реформы свернулись, и все возвратилось в прежнее русло.

Далай-лама уже не добивался полной независимости Тибета, а ратовал за автономный Тибет в составе Китая, требовал соблюдения Китаем прав человека и остановки переселения китайцев в Тибет, прекращения захоронения ядерных отходов в стране и создания здесь зоны мира. Однако китайцы все равно отклонили все требования Далай-ламы.

Несмотря на то, что Далай-ламе не удалось добиться положительных результатов, мировая  общественность оценила его деятельность, и в 1989 году он был награжден Нобелевской премией мира за ненасильственную борьбу за свободу своей страны.

Экономическая политика Китая по отношению к Тибету оказалась по своей сути колониальной, так как результаты эксплуатации тибетских природных ресурсов предназначались, прежде всего, для китайцев, а не для тибетцев. За сорок лет площадь лесов на территории Тибета сократились с 25,2 миллиона до 13,7 миллионов гектаров; 18 миллионов кубометров лесоматериалов было вывезено из Юго-Восточного Тибета в Китай. В Тибете было обнаружено более 70 видов полезных ископаемых, добыча которых все быстрее набирает силу. Так как страна изначально была малонаселена, приток сюда иммигрантов подверг сложившуюся экосистему (уже без того нарушенную вырубкой лесов, истощением и эрозией почв, истреблением некоторых видов животных и захоронением на севере Тибета радиоактивных отходов) дополнительной опасности.

Самым значительным результатом деятельности китайцев в отношении окружающей среды стало истощение высокогорных пастбищ, что явилось причиной опустошения значительных ареалов, прежде пригодных для проживания как диких, так и домашних животных. Традиционное тибетское скотоводство находится под угрозой исчезновения.

Строительство плотин на священных реках разрушает экосистему Тибета

Сегодня мало что поменялось.  Влияние Китая на Тибет порой доходит до абсурдных ситуаций: к примеру, коммунистическая партия пытается взять под свой контроль процесс воплощения лам. Там, где не помогли ни террор, ни идеология, китайское правительство решило действовать с помощью массового переселения китайцев. Сейчас тибетцы, проживающие в Лхасе, составляют меньшинство. Некогда столица величественного Тибета застроена высотными домами и торговыми центрами, а тибетцы заселяют своего рода гетто – небольшой тибетский квартал.

В 2008 г. Олимпийские игры в Пекине привлекли пристальное внимание международного общества к политической ситуации в Китае, и у тибетцев появился шанс быть услышанными. Начиная с марта 2008 г. по тибетским областям прокатилась волна протестов. Сотни монахов и мирян вышли на улицы, требуя возвращения Его Святейшества Далай-ламы и свободы Тибета. В ответ китайская милиция разгоняла толпу при помощи слезоточивого газа и открывала огонь по безоружным протестующим.

За протестами последовали массовые аресты подозреваемых в участии и организации демонстраций, в некоторых регионах власти проводили обыск домов и монастырей. Было опознано более сотни погибших во время протестов или после арестов. Тысячи людей были арестованы, подвергались допросам, избиению и пыткам. Большинство из них были отпущены после нескольких месяцев, но многие получили приговоры различной тяжести: от трёх лет заключения до смертной казни.

Рассказы о бесчеловечной жестокости китайских властей вызвали негодование в тибетских диаспорах и среди мировой общественности, а также пробудили интерес независимых средств массовой информации. Однако жители Китая получили совершенно искажённую версию событий.

Разгон мирных тибетских демонстрантов китайской полицией

Китайские СМИ, призванные служить проводниками воли властей, представили тибетцев как воинствующих и опасных бунтарей, угрожающих единству китайской нации и суверенитету государства. О жертвах кровавых протестов, арестов и заключений не было сказано ни слова, зато съемки отдельных поджогов нескольких машин и китайских магазинов тибетскими протестующими, а также публичных приговоров активно транслировались, чтобы создать в сознании китайских граждан, ранее питавших глубокое уважение к тибетским братьям, восприятие тибетцев, как агрессивных дикарей, выступающих против Китая. Для независимых репортёров Тибет был закрыт.

Религиозная жизнь в Тибете сейчас полностью контролируется государством. Оно заведует всеми аспектами религии, как в общественной, так и в частной сфере. С учётом важности буддизма в жизни тибетцев, многими эта политика воспринимается как прямая угроза их национальному самосознанию. Некоторые описывают текущие репрессии как не менее вопиющие, чем в тёмные годы культурной революции.

Комиссия США по вопросам международной религиозной свободы с 1999 года классифицировала Китай как «страну, вызывающую особое беспокойство», поставив его в один ряд с самыми отъявленными нарушителями религиозных свобод в мире. Согласно отчету Комиссии за 2013 год: «Положение с соблюдением религиозных свобод в областях Китая, где практикуется тибетский буддизм, сейчас хуже, чем когда бы то ни было за последние десять лет» [Годовой отчет за 2013 г., Комиссия США по вопросам международной религиозной свободы свободам]. Текущая политика демонстрирует желание китайского правительства полностью взять тибетский буддизм под свой контроль. Как следствие применения такой политики в отношении Тибета, систематически разрушаются религиозные учреждения и традиции, которые веками поддерживали непрерывную передачу учений тибетского буддизма.

Лозунг перед зданием ООН: «Сколько еще нужно отдать жизней во имя свободы и справедливости?»

Стремительное экономическое развитие КНР не перерастает в уважение, защиту и осуществление экономических, социальных и культурных прав тибетцев.

Многие тибетцы сталкиваются с дискриминацией, когда пытаются пользоваться своим правом на работу, что угрожает их экономическому выживанию. Массовые насильственные выселения и переселения продолжают происходить в Тибете, разрушая традиционный кочевнический образ жизни и усиливая китайскую политику контроля над тибетским населением.

Право на полноценные стандарты жизни постоянно нарушается: при добыче полезных ископаемых в Тибете загрязняются реки и источники питьевой воды для местного населения, что угрожает соблюдению права на воду. Расхождения в статистике материнской и детской смертности между провинциями КНР и Тибетом, а также недостаток здравоохранительных учреждений в тибетских регионах, указывают на серьёзное нарушение права на здоровье тибетского населения.

Тибетский язык и культурное наследие находятся на грани уничтожения из-за политики КНР по притеснению тибетского языка и урбанизации исторических объектов, таких как Старый Город в Лхасе.

Уродливая застройка исторического района Лхасы типовыми домами для китайских переселенцев

Несмотря на небольшую численность тибетцев и невысокую плотность населения в Тибете, китайцы ограничивают число детей, которых позволяется рожать тибетским женщинам, хотя эти ограничения не столь жестоки, как для китайских женщин. Эти ограничения, различные в разных регионах, подкрепляются принудительными абортами и стерилизациями, проводимыми в нарушение декларируемых прав и свобод и очень часто в ущерб здоровью женщин. Дети, появившиеся на свет «без разрешения» часто становятся объектом дискриминации при поступлении в школу и при распределении материальных благ.

И стоит обратить особое внимание на практику самосожжения в Тибете как наивысшую форму протеста против существующих условий. Ни одна страна современного мира не имела и не имеет аналогов подобного волеизъявления среди мирных жителей. На сегодняшний день (начиная с 2009г.) общее число буддийских монахов, мирян, женщин и подростков, предавших себя огню, выкрикивая в последние минуты призывы к освобождению от Китайской зависимости и возвращению Далай-ламы на родину, достигло  145 (123 мужчины и 23 женщины, 138 – в оккупированном Тибете и 7 в Индии и Непале)

Широкое освещение западными СМИ установило данную практику, как тип политического протеста против оккупации и репрессивного режима китайского правительства.

Карта случаев самосожжений в регионе Амдо, Тибет

До самого вторжения КНР в 1950 г. Тибет был самостоятельной страной по факту и по праву. В этот период он обладал атрибутами реальной и формальной независимости и государственности, несмотря на значительное иностранное вмешательство в отдельные периоды времени.[VanWalt, 1987] По международному праву, преемственность государства здесь никогда не нарушалась. Иначе, например, Бутан, Чехословакию, ГДР и МНР нельзя было бы считать самостоятельными государствами. В 1950 г. Тибет был меньше связан с Китаем, чем Нидерланды с Испанией или Францией, правители которых провозглашали свою власть над ними в прошлые века.

Но было одно обстоятельство, на которое ссылаются специалисты международного права, пытаясь оправдать территориальные претензии Китая на Тибет. В период после падения Цин и до оккупации Китаем не существовало четкого международного признания Тибета, как самостоятельной страны. Тибет не заключал существенно важных договоров и международных соглашений в этот период.

Но в 1949 г. Тибет был признан Непалом, когда последний подавал заявку на вступление в ООН.[VanWalt, 1987] В частности, он включил Тибет в шесть стран, с которыми вошел в дипломатические отношения. Непал поддерживал эти отношения с Тибетом, будучи самостоятельным государством, а не частью другого государства или колонией.

Но стоит особенно подчеркнуть, что международное признание или непризнание не влияет на существование нового государства, поэтому пример с Непалом является лишь дополнительными свидетельствами государственности Тибета.

Парижским пактом 1928 г., к которому присоединился и Китай, запрещается война как средство решения международных конфликтов и как инструмент национальной политики.[VanWalt, 1987] Такая война, по международному праву, является военным преступлением. Власти КНР последовательно осуждали агрессивные войны и угрозу применения силы. Согласно п. 4 ст. 2 гл. 1 Устава ООН, «все Члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций». Устав вступил в силу 24 октября 1945 г., то есть до вторжения КНР в Тибет.

Это вторжение противоречит международному праву, нарушая принципы государственного суверенитета, независимости, территориальной целостности, запрещения интервенции и угрозы силы. Оно противоречит духу и букве статьи Версальского договора об учреждении Лиги Наций, Парижского мирного пакта (пакт Бриана-Келлога), Устава ООН и других соглашений, участником которых является КНР.[VanWalt, 1987, p.154.]

Флаг свободного Тибета

Кроме того, вторжение в Тибет является актом агрессии согласно ст. 2(2) Конвенции по определению агрессии от 1933 г. и преступлением против мира согласно статьям 6а и 5 уставов Нюрнбергского и Токийского международных военных трибуналов соответственно.[VanWalt, 1987, p.153–155] Китай был среди 11 союзников, создавших Токийский трибунал.

Итак, «КНР не могла получить легальное право на суверенитет над Тибетом на основании военного вторжения или последующих мер эффективного контроля. Продолжающаяся поддержка Далай-ламы подавляющим большинством народа, активное сопротивление китайской власти в Тибете, успешное развитие тибетского общества в эмиграции, функционирование правительства в эмиграции — все это факторы, которые говорят о преемственности Тибетского государства. С другой стороны, ввиду незаконности китайского вторжения в Тибет и недействительности Соглашения из 17 пунктов, ни уровень контроля Китаем путем содержания сильного военного присутствия в Тибете, ни продолжительность времени, прошедшего со вторжения, недостаточны для заключения о том, что Китай легально приобрел всю территорию Тибета.

К настоящему времени не произошло ничего, что бы, согласно общепризнанным нормам международного права, могло обосновать заключение, что Тибетское государство полностью угасло и легально включено в КНР в виде ее неотъемлемой части.

Государство Тибет продолжает существовать… как независимое юридическое лицо, с легитимным правительством в эмиграции в Дхарамсале, представляющим его. Соответственно, это правительство и народ Тибета имеют право вновь обрести осуществление суверенитета над собственной территорией, свободно от вмешательства других государств».[VanWalt, 1987, p.188]

Но объяснять границы подобным образом — дело неблагодарное. До сих пор в международной практике действуют два взаимоисключающих принципа: самоопределения народов и территориальной целостности государств.

Демонстрация тибетских монахов и мирян

Они применяются в соответствии с политической целесообразностью. В 1961 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 1723 (XVI), в которой открыто признавалось право тибетского народа на самоопределение. ООН призывала КНР  прекратить «политику, которая направлена на лишение тибетского народа его фундаментальных прав и свобод, включая право на самоопределение». Четыре года спустя, в 1965 году, она специально подтвердила эту резолюцию (см. Рез. 2079 (XX)).Но это решение игнорируется.

В девяностых годах состоялись не связанные друг с другом встречи экспертов по международному праву для рассмотрения вопроса о требовании Тибетом независимости.

Постоянный Трибунал Народов, собравшийся в ноябре 1992 года в Страсбурге, в течение недели разбирал многие свидетельства и аргументы и пришел к выводу, что тибетцы отвечают общепринятому юридическому понятию «народ» и потому имеют право на самоопределение». Трибунал сделал заключение, что «нынешняя китайская администрация на территории Тибета должна рассматриваться как иностранное господство над тибетским народом.» В конце принятого Трибуналом вердикта записано: «Тибетский народ с 1950 года лишен своего законного права на самоопределение.» [Session on Tibet, Verdict / Permanent Tribunal of Peoples. Strasbourg. 1992. 20 Nov. P.15 and 23, resp.]

На другой самостоятельной конференции, проходившей в Лондоне несколькими неделями позже в течение 4-х дней, тридцать известных специалистов по международному праву из Европы, Африки, Азии, Северной и Южной Америки, среди которых были крупнейшие авторитеты по праву народов на самоопределение, обстоятельно рассмотрев все материалы, включая и китайскую «Белую книгу», сделали письменное заявление:

1) Согласно международному праву, тибетский народ должен получить независимость; право на самоопределение «принадлежит тибетскому народу» и «ни китайское правительство, ни какая-либо другая нация или государство не имеют права лишать его независимости».

Массовые требования освободить Тибет

2) «Со времени военных действий 1949-50 гг. Тибет находится в оккупации под властью КНР и деспотически управляется колониальной администрацией».

3) «Учитывая длительную историю Тибета как независимого государства, мы считаем, что требование тибетским народом самоопределения, включая независимость, соответствует принципам национального единства и территориальной неприкосновенности государства». [InternationalLawyers’ StatementonTibet — London 1993.London. 1993. 10 Jan. P.6-8]

Если СССР был легитимен и его границы признавались, то почему некоторые страны не признавали вхождение в него трех прибалтийских республик? Кстати, до ХХ в. две из них не имели государственности. Почему те же страны признают вхождение в Китай Тибета, имевшего многовековую государственность? Почему выделение независимых государств из империй Запада и Востока (Испанской, Британской, Португальской, Французской, Османской и т.д.) — легитимно, а из Цинской — нет? Почему революционный развал Австро-Венгрии или СССР был легитимным, а целостность Китая в границах Цинской империи неоспорима? Почему можно признать Косово или Южную Осетию, а Тибет — нельзя?

Риторические вопросы можно продолжать. Ответ будет один: потому что испокон веков главное право в международных отношениях — это «право сильного». Международные нормы используются лишь для согласования интересов держав. Если слабая континентальная страна не имеет сильных покровителей, то она рано или поздно потеряет независимость от соседей. Природные преграды, столь полезные в прошлом, в наше время не дают защиты. Судьба Тибета — один из примеров этого.

Тибет интегрируется в Китай, который никогда не спрашивал тибетский народ, хочет ли он этого, желает ли демократии, модернизации, изменений общественного строя и своей культуры. Ход истории показал, что не желает. Потому политика КПК всегда исключала такое волеизъявление. Руководство КПК не хочет никаких компромиссов по тибетскому вопросу. Зачем? Оно и так безраздельно властвует в Тибете. «Целостности» КНР ничто не угрожает, «международное сообщество» давно смирилось со статус-кво и ради экономических выгод даже не обсуждает легитимность этого.

 

Последние события и новости оккупированного Тибета

Скрытый Тибет. История независимости и оккупации

Скрытый Тибет. История независимости и оккупации — книга, написанная Кузьминым С.Л., и выпущенная в 2010 году в издательстве А.Терентьева, при поддержке фонда «Сохраним Тибет».

Подробнее