Человек сильный, добрый, харизматичный, не боявшийся в условиях китайской оккупации, высказывать свое мнение, идти поперек китайской администрации ради строительства школ и монастырей, защиты дикой природы Тибета, Тензин Делек был обвинен в «терроризме» и посажен за решетку пожизненно.
Сидя вчера на полу тибетской школы, я смотрела на многих молодых иностранцев, на монахов, на нас, и думала.. Думала о том, что непременно приду домой и напишу об этом, о том, что, может быть, хоть кто-то прочитает. Только вот пора бы перестать себя обманывать, и честно признаться себе, что под яркими жизнерадостными фотографиями поставят много «лайков» — смотрели, под интересными историями тоже «лайки» и «перепосты», а вот под постом о чьем-то многолетнем горе, о горе целой нации, медленно растворяющейся в мировой истории, нации, которая сохранила для нас бесценное культурное и религиозное наследие, ежесекундно гибнущее в пламени китайского коммунизма, — о нет!! это неинтересно публике! Чужое горе и крики о помощи никого не трогают.
Неужели только мне кажется, что мир катится к чертям собачьим?Почему всех нас до мозга костей волнует собственная жопа, сытный ужин, теплая постель, комфорт и успех (исключительно понимаемый, как достаточное или чрезмерное наличие купюр в кармане)? Нас так много на планете, что дышать уже нечем! Но, если бы каждый из почти 7 млрд человек хотя бы горсть своей энергии и тепла отдавал другому, менее счастливому, более нуждающемся в чьей-то заботе и любви, менее защищенному, замерзающему, умирающему, молящему о помощи.. Вы только представьте, только горсть тепла, и какая бы это была огромная куча любви, из которой мог бы взять себе каждый нуждающийся.
Но, конечно же, нет. Эта утопическая история не про нас. Мы будем утирать лоснящийся от сального ужина в дорогом ресторане рот, или даже ругать власть за малые зарплаты и отсутствия ремонта в подъезде, но мы ни в коем случае не подумаем, что где-то есть люди, которым просто не дают жить. Понимаете, вы живете, у вас есть большой или маленький дом, много или мало денег, вы живете в гуманной развитой стране или не очень развитой, демократической или якобы демократической, но вас не лишают хотя бы одного вашего права: Жить. И как бы вам не жилось, по-вашему мнению, плохо, поверьте, есть те, кому жить несравненно хуже.
И, конечно, в мире много кровоточащих ран, это не только Тибет. Просто я говорю про Тибет, хотя бы про Тибет. Кто-то отзовется на эту просьбу. А кто-то будет ратовать за женщин в Сомали, кто-то за дельфинов и китов, кто-то за детенышей-бельков, кто-то за озоновые дыры, кто-то за гектары лесов «ежедневно уничтожаемых, чтобы в конце цепочки стать мясом на вашей тарелке».
Неужели слово «сострадание» в наш век – это совершенно пустой звук? Неужели только для Далай-Ламы, который за пару часов Учения повторяет его столько же раз, сколько мы за тот же отрезок времени повторяем слово «Я», неужели только для него оно значит несравненно больше, чем все блага на планете?
Мы же люди! Это же должно звучать гордо! Мы же с чьей-то легкой руки стали Венцом Творения! Мы наделены разумом и тонкой душевной организацией! Но такое ощущение, что мы знаем это только по книжкам, и то, которые, к слову сказать, перестают читать. Но даже собакам свойственно сострадание, слоны и буйволы, киты и дельфины оплакивают своих сородичей, защищают не только свою семью, но и свою стаю, свое племя, свою землю!
Почему мы глухи до всего, что лежит за границами нашего пышущего самолюбием четко очерченного Я? Кто-то скажет непременно на это: а что Я? Что Я могу сделать? Кто Я такой, чтобы повлиять на ход мировой истории? Но ведь и наверху сидят такие же Я, точно такие же Я! Много-много тех, кто строит и крушит экономику, плюет на экологию, вводит войска, поддерживает мясной промысел, чтобы набить себе карманы бумажками, стерилизует тибетских женщин – много-много Я, Я, Я, которые не всегда там сидели, которые так же были детьми, росли, вырастали и занимали свой пост. Просто, как в песне поется, «нужных книг» не читали, видать. Просто любить их не научили, не наполнили в детстве теплом до краев, чтобы во взрослой жизни выливалось через край. Выливалась заботой, справедливостью, благодатью. Хочется взмолиться: «Где же тот Царь-батюшка, что расценит по правде, по справедливости?» Да только в каждом из нас он, Царь-батюшка этот, к себе взмолитесь, к своему доброму сердцу, к своим ласковым рукам, к своим заботливым и неравнодушным до чужого горя глазам, и, может, услышит…