Моя история любви началась немногим более двух лет назад. О, нет-нет, вы меня неправильно поняли. Я буду говорить не о любви к мужчине, а о моей любви к прекрасной девушке с очень тонкой и нежной душой. Конечно, эта прелестница не совсем девушка в привычном понимании смысла этого слова, но все же…
Слыхали ли вы о кеманче? Это удивительный музыкальный инструмент.
Вместо справки:
Родом он с Ближнего и Среднего Востока (Иран, Турция, Армения, Азербайджан, Грузия, Дагестан) и известен на протяжении многих веков. Это смычковый инструмент с шарообразным резонатором, корпус которого делается обычно из тутового или орехового дерева. Играют на кеманче при помощи смычка, который состоит из слегка изогнутого или прямого древка и свободно прикреплённой к нему пряди конских волос. Звук ее мягкий, слегка приглушённый. В верхнем регистре несколько напоминает скрипку, в нижнем — альт. Немецкий путешественник Э. Кемпфер, посетивший Персию в XVII веке, описывая кеманчу как трёх -, четырех-, и иногда пятиструнный инструмент, особо отмечает красоту её тембра. И с ним нельзя не согласиться..
Любовь с первого звука
Наша встреча произошла случайно. Но это была любовь с первого взгляда, как бывает с теми, кто избрал друг друга задолго до своего прихода в этот мир. Два года назад мы впервые приехали в Гоа (курортный штат на западном побережье Индии) и обосновались недалеко от Арамболя, культового местечка, славящегося своим неформальным характером уже лет пятьдесят. Жили мы там в тот год всего месяц, и нам практически не удалось проникнуться всей душой, а вернее нам не хватило времени, чтобы место само себя раскрыло, как это часто случается с непростыми, но мощными по своему духу местами. Мы скучали, и минуты тянулись долго, томимые солнцем и сигаретно-травяным дымом. И в один такой вечерок, впрочем, не предвещавший никаких радикальных событий, произошла та встреча..
Наша добрая знакомая предложила посетить концерт одной группы с весьма узнаваемым названием Арамболла. Мы ничего не слышали об этих ребятах, да и шедевров особо не ждали. Но, как говорится, были приятно разочарованы.
Трое красавцев, сошедших с евангелиевских страниц, с характерно восхитительными чертами ликов, которые, безусловно, вдохновили бы даже Рафаэля или Генриха Семирадского, уютно устроились на песчаном полу небольшой кафешки на берегу Аравийского моря. Мы обосновались, в свою очередь, в первых рядах. Первый, Офир, обнимал гитару, второй, Давид, проникновенно похлопывал ханг (к слову сказать, Давид – из старожилов, из самых «древних» музыкантов на планете, кто играет на ханге с момента его появления) и Рой со своей красавицей кеманчей. Хотя, справедливости ради, тогда я не имела ни малейшего понятия о том, как она называется.
Эта утонченная барышня имела тонкое тельце, идеально круглую деку, 5 струн (чаще у кеманчи четыре струны) и безграничное нутро, издающее самые душевные, самые чувственные звуки, которые мне хоть когда-либо приходилось слышать в своей жизни. И я утекла.. Растворилась в этой утонченной вселенной. Сколько это длилось? Вечность, мгновение.. Я струилась вслед за ней по горным тропкам к самым вершинам и отчаянно срывалась вниз, в пропасть; неожиданно ныряла с осетрами в ледяную прозрачную воду порожистых рек; проливаясь дождем, настукивала племенными ритмами по огромным листьям диковинных тропических растений; сливалась с безмолвным ночным небом под пение цикад; щекотала гальку игривыми пенными барашками, неуемно пытающимися вырваться из сильных ладоней своих вечных родителей – волн мирового океана. Я была здесь и там, я рождалась и умирала неисчислимое количество раз, я страдала и любила, бесконечно любила.. Слезы неудержимо лились из моих глаз всю эту вечность.
Я не знаю, что она сотворила с моей душой, каким образом слились они в этот поток, что предвещала эта неожиданная страсть, но когда мысли мои немного обрели человеческие очертания, я думала только об одном: нет же ничего невозможного, мне нужно каких-то, быть может, 10 лет обучения, и я смогу уже самолично творить это так же легко и непринужденно, будто пальцы мои и душа моя и есть смычок и струны, а струны и есть звук, а звук и есть Бог…
В поисках моей возлюбленной
Обычно во всем уверенный железно мой мозг сыграл на этот раз со мной глупую и злую шутку. Я почему-то однозначно решила для себя, что этот чудо-инструмент и есть ситар. Ну, Индия же. Что же еще может быть?)) И, конечно, со своей неуместной и явно не вяжущейся с моим образом стеснительностью, я не подошла к ребятам после концерта, поинтересоваться об их творчестве и о ней.. Да и состояние мое было глубоко интимно и мне хотелось подольше в нем задержаться и не разоблачить себя перед внешним миром.
Намерение мое было серьезно, но при этом не имело четких очертаний. Вернувшись в Россию, я не переставала вспоминать. Поборовшись с умом, который твердил, что это все несерьезно «и вообще» и, победив в этой схватке, я забурилась в чердачные свалки информации мировой сети. И вот тут и обнаружилась подстава мозга: ситар оказался совсем не тем, за кого себя выдавал. А как же было искать мою девочку, я не знала.
Логика не заставила себя долго ждать – я стала искать группу Арамболла.
Но по странному стечению обстоятельств, (которое, впрочем, повторилось еще раз немногим после, будто бы сама вселенная проверяла на прочность силу моего намерения), я не нашла ничего об Арамболле, кроме маленькой-маленькой, размером со спичечный коробок, картинки со всеми тремя музыкантами и их инструментами.
Как выяснилось спустя несколько месяцев, информации об этой (между прочим, весьма популярной на весь мир) группе в интернете было предостаточно. Но не тогда. Тогда же был только «спичечный коробок» и желание. Желание привело меня к чудо-мастеру на все руки Андрею, и я до сих пор уверена, что Андрей был единственным человеком на весь Ижевск, кто мог знать хоть что-то о кеманче. И он знал. Взглянув на миниатюрную фотографию, на которой можно было различить разве что округлую форму инструмента, Андрей сказал: «О, так это же кеманча!», как будто бы это была балалайка, и звучало это так: «О, ну так это же балалайка, ну, ей-богу, кто не знает балалайку»))
Теперь я знала практически все, что мне нужно было. Конечно, я нашла справочную информацию об инструменте, но совершенно не смогла выйти на преподавателей, производителей и тд и тп. В порыве отчаяния я попробовала найти Арамболлу в музыкальных записях «Вконтакте», конечно же, не ожидая найти там израильских никому не известных (как я необоснованно полагала) ребят. Но нет! Как же округлились мои глаза, когда я обнаружила там несколько композиций, уже слышанных мною ранее когда-то очень давно…
Но сюрпризы на этом не закончились. Пройдя по ссылке, я попала в группу, посвященную творчеству Арамболлы. Как совершенно оказалось неожиданным, ребята имели целую армию поклонников в России, более того, в тот самый год, в тот самый период они были в России, где давали концерты в туре по столицам и Уралу. И к моему все возрастающему счастью, у каждого из них оказался профайл «Вконтакте». Все мои поиски длились не пару страниц, как здесь, а уже более, чем три месяца.
Награда за настойчивость!
Я собралась с духом и предприняла, как мне тогда казалось, последний важный шаг: я написала. Да, это был очень волнительный шаг, так как с английским я не дружила, но мне важно было написать это письмо самой. Письмо, где бы я максимально точно попыталась рассказать незнакомому человеку о моих чувствах, человеку, который бы наверняка как никто другой понял бы меня. Я написала, отправила… но ответа не получила. И это почти убило меня. Второй раз я не готова была писать. Я боролась со своим умом за жизнь и мечту почти два месяца. А время близилось к нашему очередному отъезду из России. И приблизилось в самый притык.
И ровно за неделю до самолета в Индию, я победила ум, и собравшись с последними силами, написала повторно. Какого же было мое удивление, когда милый Рой ответил тут же, без тени жеманства и звездной болезни. Оказалось, что первого письма по какой-то неведомой причине (хотя вполне теперь стало понятно по какой именно) он не получал. Это оказался замечательный человек, открытый и честный, который так же безусловно и тотально болел той же болезнью, любил той же любовью. Он чрезвычайно подробно и радостно рассказал всё) И где и у кого учился он сам, и где лучше приобретать инструмент, и как долго он уже играет. Я была на седьмом небе!
Неожиданно меня посещает весьма логичная мысль, что явно не случайно, что группа называется точно так же, как город на севере Гоа, в который, к слову сказать, мы намылили лыжи. И я, конечно, задаю это вопрос: а не собираетесь ли вы случаем в Индию в ближайшее время?..
И тут начались вознаграждения за то, что с пути я-таки не свернула!
Да, они собирались в Индию! Они собирались именно в Арамболь, именно туда, куда собирались и мы, и именно в те же самые сроки! Конечно, сам собой повис в воздухе вопрос об обучении. Рой считал его и ответил, что рад бы заниматься со мной, но для этого мне нужен свой инструмент. Но постойте! Где же мне было достать инструмент за 7 дней до отъезда из России?? По рекомендации Роя самые прекрасные кеманчи делал чудо-мастер из Стамбула. Но где Стамбул, где Индия, где мы? Мы были в Ижевске. Заказывать по почте дорогой и хрупкий инструмент мне показалось крайне рискованным.
Но мучительно рассуждала я об этом лишь минут пять. На шестой минуте нашей переписки Рой в очередной раз в самое сердце удивляет меня. Совершенно обыденным тоном он сообщает, что его девушка так-то турчанка, и перед тем, как встретиться с любимым в Индии, она едет к родителям на несколько дней и пробудет в Стамбуле один день. И если я потороплюсь, то вполне вероятно, что она успеет забрать мой инструмент (если, конечно, он будет в наличии) и привезти мне его прямиком в Арамболь.
Тут мы начинаем трясущимися ручками писать мастеру из Стамбула в надежде, что инструмент-таки будет в наличии. И, о, да, было несколько прелестниц, ожидающих своего часа. Нас буквально на мгновение смутила космическая цена этих красавиц. Но когда все течения, события, намеки, люди, вещи, города сходятся в одной точке в один час, в такие редкие и очень важные минуты в жизни точно в самую последнюю очередь стоит считать рупии в кармане. Мы не стали считать.
И я выбрала ее во второй раз. Выбрала уже физически. Смуглую строгую турчанку. Елиз (божественной красоты девушка Роя) успела забрать ее в Стамбуле.
Прошло полжизни с первой встречи и всего десять дней с момента, когда судьба недвузначно мне пообещала исполнить мою мечту. Десять дней — и мы стояли босиком на пляже в Арамболе, примерно в том месте, где мы встретились тогда, год назад. Со мной была ночь, океан, кеманча, преподаватель, ближайших четыре месяца для обучения и вся жизнь для любви и наслаждения…
P.S. Я играю на ней всего год. Это мало и одновременно неизмеримо много. Это очень сложно, но когда любишь по-настоящему, сложности превращаются в теплое тягучее удовольствие. Бывали периоды недолгого расставания и охлаждения, но до сих пор я ни разу не усомнилась в том, что мы встретились тогда неслучайно и пройдем этот путь вместе.
Спасибо дорогому Рою Смилле за знания, вдохновение и волшебные пендели! Спасибо любимому Коле Жарову и милой доченьке Амелии за терпение и неотразимую игру, будто бы те чудовищные звуки, которые я извлекала, особенно первое время, из кеманчи, были «очень даже ничего»)))
Интересная история . Тоже хочу научиться играть. Не знаю где купить инструмент. Если гитары и пианино есть много обучающих видео , то тут увы.Поэтому и не знаю , смогу ли сама научиться.
Спасибо! Было бы желание, Ольга! Мы покупали в Турции, можно купить там, думаю, что можно и в Азербайджане. Там этот инструмент очень популярен. Там же можно найти мастеров, которые смогут удаленно обучать.
Ольга, я живу в Баку и могу купить и отправить вам. Я знаю двоих мастеров. Одного в Баку, другого в Шеки.
Я прочитала вашу историю, очень интересно. А где вы учитесь играть? Я живу в Баку вот уже вчера у меня был 5ый урок, иду вместе с 11 летним сыном. Уверенно идем вперед. Мы купили ученическую (пока) кеманчу.